Рация для дальнобойщиков

Как правильно выбрать дальнобойную рацию?

Какую рацию выбрать в машину?

Термин дальнобойная рация,произошел не из за того что рация работает очень далеко,это сокращение от "рация водителей дальнобойщиков". В других странах такие рации называют Citizen band- Рация гражданского диапазона.

Обычно дальность на трассе нужна от 3 до 15 км,далее как правило не особо нужно,(и не так просто получить) так как обстановка может изменится к моменту приезда,да и слышать что там сзади в 15 километрах уже совсем не интересно.

Дальность связи по рации в первую очередь будет зависеть от антенны! Поэтому стоит уделить внимание при выборе рации в машину, не только самой радиостанции но и серьезно подойти к выбору антенны.

 Читайте об антеннах: http://cb78.ru/news/12/


 В диапазоне частот водителей дальнобойщиков 27 мГц, длинна волны составляет 11 метров,эффективная длинна антенны стремится либо к полной длинне волны (что сами понимаете просто кошмар), либо к четверти длинны волны,что является достаточно эффективной длинной для штыревых антенн.

Штыревая антенна.   Это сам излучающий штырь,и в большинстве промышленных антенн к ним добавляется удлинняющая катушка в основании антенны,позволяющая сократить длинну штыря. Катушка как раз делается для того что бы "догнать" длинну штыря до четверти длинны волны. Отсюда следует что чем короче длинна самого штыря,тем больше будет длинна удлинняющей катушки,тем ниже будет эффективность антенны.

Спиральные антенны:

Есть еще один вид антенн, -спиральные антенны поверхностной волны-эллиптической поляризации.  

Свойством данного вида антенн является ее эффективная работа при меньших габаритах,относительно штыревых антенн.Внешний вид таких антенн - толстый штырь (примерно до сантиметра),с явно проглядывающимися элементами намотки проволоки. Самые популярные сейчас антенны такого типа - T3 27 и New Delta 27 (есть разные варианты их крепежей,как просто врезка в крышу,так и на кронштейне или на магните.

 При выборе антенны определите для себя нужную вам дистанцию связи.

Длинная антенна -  максимальная дальность,в зависимости от рельефа местности до  35-40 км.(для достижения максимальной дальности вам потребуется усилитель мощности радиостанции) Длинная антенна это 2 метра.

Короткая спиральная антенна (от 60 см,до 1 метра) от 3 до 7 км,что вполне подходит под задачи связи с водителями дальнобойщиками.


 

 Выбор самой рации для дальнобощиков.

Рацию в машину можно выбирать как по внешним данным,так и по необходимым параметрам:

Основные необходимые параметры рации:

Частотный диапазон 26.965 - 27.405  - Диапазон частот CB раций.

Колличество каналов - 40 (или больше) В России разрешенно только 40.

Вид модуляции  AM (желательно что бы был и FM,но для дальнобоя хватит и AM)

Канал связи дальнобойщиков 15, частота 27.135,модуляция AM.


О мощности рации.... 

Выходная мощность радиостанции определит возможность не Вашего приема остальных раций,а слышимости Вас остальными рациями. 

Обычно мощность современных радиостанций 8 ватт,(7-10 ватт, разница фактически не заметная) этого вполне достаточно что бы иметь связь на дистанции до 15 км при учете того что антенна штыревая и длинной от 1.7 метра.  Если мощность 8 ватт и антенна спиральная от 60 см,то дальность составит до 7-10 км возможно и больше,в зависимости от рельефа местности. 

В России разрешенна мощность до 10 ватт. Разрешения на радиостанции 27 мГц с 2012 года не требуется.

Функции и возможности разных раций:

У большинства раций есть различные функции  упрощающие,или помогающие использование рации. К примеру:

ASQ - Автоматический шумоподавитель,при включении этой функции нет необходимости постоянно подстраивать ручной режим шумоподавления.

При этом надо отметить что данный режим в большинстве радиостанций представленных на российском рынке,фактически мало эффективен в канале дальнобойщиков(15 ам) при использовании длинной антенны,от полутора метров,из за большого колличества помех. При этом с короткой антенно ведет себя как правило отлично.

SCAN - режим при котором рация будет перебирать по кругу(от 1  до 40) каналы,и при открывании шумоподавителя,останавливать сканирование и давать возможность послушать о чем говорят в канале.

DW - режим так называемого прослушивания двух каналов. Фактически это простой режим сканирования между выбранных двух каналов,а не два приема одновременно.

MW -  Каналы памяти. Несомненное удобство при необходимости использования рации в разных,с разными настроками каналов.

Lock - Режим блокировки кнопок управления.

Beep - Озвучка нажатия клавишь управления радиостанции.

Roger Beep - Сигнал окончания передачи(звучит в эфире краткое время,после того как вы отпустите клавишу передачи)

Это далеко не все функции предоставленные в радиостанциях,но так скажем они основные зачастую вызывающие вопросы.

Виды модуляции раций.

Существует несколько видов модуляции:

AM - Амплитудная модуляция

FM - частотная модуляция

SSB - вид практически неисползуемый для простой связи между водителями.Популярен из за большей эффективности в дальности и энергопотреблении , и непопулярен из за сложности использования и более высоких требований к радиостанциям.

Напомним что во всем мире в канале дальнобойщиков используется только AM.



           Не вдаваясь в подробности видов излучения и их специфики,кратко поясним что получает пользователь от этих видов:

AM - мягкое звучание радиостанции ,и даже при одновременной передаче нескольких человек,нет резких и неприятных писков,скрежетов и так далее... .

FM - большая дальность связи,но при слабом сигнале ухудшение разборчивости и громкое,резкое шипение.

SSB - используемый в основном радиолюбителями и профессионалами вид модуляции.

 Популярные модели радиостанций для дальнобойщиков:

MegaJet 200 и 200+ 3031m 

Yosan 2204 ASQ 

TTI TCB 551

  Установка рации в машину.

Какие могут быть сложности при установке рации в автомобиль.

Подключение питания радиостанции: 

Подавляющему большинству раций,требуется напряжение питания 13.8 вольт+ - 10 %.

Правильное подключение рации только одно: оба провода питания и плюс и минус подключаются к аккумулятору.

Компромисом может быть подключение рации в прикуриватель,но, возможны следующие проблемы:

Ток потребления радиостанции мощьностью в среднем 8 ватт,может быть чрезмерным для проводки вашего автомобиля,и если у вас не раз сгорал предохраитель прикуривателя после подключения рации,рекомендуем не эксперементировать,а подключить к аккумулятору.

Не в коем случае не подключайте минусовой провод радиостанции на кузов! В случаем возникновения проблем со штатной проводкой,вы рискуете тем,что силовые токи могут пойти по этим проводам,что в свою очередь может вызвать возгорание провода.

Старайтесь для большей безопасности использовать два предохранителя,и на плюсе питания,и на минусе.Это убережет как вашу радиостанцию,так и автомобиль от возможных проблем. 

Если в вашем автомобиле установлен нештатный ксенон, возможны проблемы с приемом.

Предположим вы установили радиостанцию в автомобиль,проверьте насколько ваша внутренняя сеть автомобиля дает помехи,это просто:

Заглушите автомобиль,включите рацию,включите режим AM,выключите шумоподавление(рация должна зашипеть) Если на рации есть индикатор уровня приема,то смотрите и на него.

Далее,включите зажигание,слушайте и смотрите на дисплей,если уровень сигнала не поднялся,то это хорошо.Если на слух шипение не изменилось-тоже.

Далее последовательно наблюдая за дисплеем,и слушая радиостанцию,заводите авто,включайте печку,фары,и другие приборы.Если после всех манипуляцие на дисплее тот же уровень сигнала что и на заглушенной-поздравляем,у Вас все здорово.  Если же в какой то момент у вас резко поднялся уровень шума,то "вычисляйте" проблемное оборудование.Или обратитесь к специалистам.Но не просто по проводке и электро оборудованию автомобилей,а к тем кто занимается и радиосвязью.

Проблемы с нештатным ксеноном к сожалению излечимы только заменой блоков розжига ксенона (желательно при покупке озвучить проблему и договорится о возможности замены блока розжига на другой вариант).

 Установка антенны

От правильности и качества установки антенны будет зависеть целиком и полностью вся ваша радиосвязь!

Читайте про выбор места установки антенны тут.

вернуться в раздел «Новости»